|
·
по развитию эмоционально-личностной сферы детей с ЗПР
Значительная роль в развитии и воспитании у ребенка дошкольного возраста эмоций
сопереживания и сочувствия принадлежит семье.
В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный
опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к
окружающим людям и к деятельности. Предпочитая ту или иную систему оценок и
эталонов ценностей (материальных и духовных), семья в значительной степени
определяет уровень и содержание эмоционального и социально-нравственного
развития ребенка.
Опыт дошкольника может быть очень разным. Как правило, он полный и
разносторонний у ребенка из большой и дружной семьи, где родителей и детей
связывают глубокие отношения ответственности и взаимной зависимости. В этих
семьях диапазон утверждаемых ценностей достаточно широк, но ключевое место в
них занимает человек и отношение к нему.
Эмоциональный опыт может быть существенно ограниченным у ребенка из неполной
семьи (при отсутствии кого-то из родителей) или при отсутствии у него братьев и
сестер. Недостаточная реальная практика участия в жизни других детей, пожилых
людей, о которых необходимо заботиться, является важным фактором, сужающим
рамки эмоционального опыта.
Приобретаемый
в условиях семьи опыт может быть не только ограниченным, но и односторонним.
Такая односторонность складывается обычно в тех условиях, когда члены семьи
озабочены развитием в ребенке отдельных качеств, кажущихся исключительно
значимыми, например, развитием интеллекта (математических способностей и т.д.),
и при этом не уделяется сколько-нибудь существенного внимания другим качествам,
необходимым ребенку как будущему гражданину.
Наконец, эмоциональный опыт ребенка может быть неоднородным и даже
противоречивым. Такое положение, как правило, имеет место тогда, когда
ценностные ориентации главных членов семьи (особенно родителей) совершенно
разные. Пример такого рода воспитания может дать семья, в которой мать
прививает ребенку чуткость и отзывчивость, а отец считает подобные качества
пережитком и «культивирует» в ребенке лишь силу, возводя это качество в ранг
первостепенных.
Встречаются родители, которые твердо убеждены, что в наше время – время
научно-технических достижений и прогресса – многие нравственные нормы поведения
исчерпали себя и не являются для детей необходимыми; кое-кто воспитывает у
ребенка такие качества, как умение постоять за себя, не дать себя в обиду, дать
сдачи. «Тебя толкнули, а ты что, не можешь ответить тем же?» - спрашивают в
этих случаях у детей. В противовес доброте, чуткости, пониманию другого у детей
нередко воспитывается умение бездумно применять силу, решать возникшие конфликты
за счет подавления другого, пренебрежительное отношение к другим людям.
В
воспитании эмоциональной отзывчивости ребенка в семье очень важно:
· эмоциональный
микроклимат семьи, определяющийся в значительной степени характером
взаимоотношений членов семьи, и в первую очередь Вас, родителей. При
отрицательных взаимоотношениях огромный вред настроению ребенка, его
работоспособности, взаимоотношению со сверстниками наносит разлад родителей;
· Ваше
представление об идеальных качествах, которые Вы желали бы видеть у своего
ребенка в недалеком будущем. Идеальным большинство родителей считают те
качества ребенка, которые прямо или косвенно связаны с интеллектуальным
развитием: усидчивость, сосредоточенность, самостоятельность, прилежание,
желание учиться, добросовестность. Реже можно слышать о таких идеальных
качествах, как доброта, внимание к другим людям;
· Ваши
интимные переживания по поводу тех или иных качеств, обнаруженных в собственном
ребенке. Что Вам нравиться, что радует в ребенке и, что огорчает, беспокоит в
нем. Большинство родителей, сознают необходимость воспитания у ребенка не
какого-то одного, изолированного качества, а системы качеств, соотнесенных и
связанных между собой: интеллектуальных и физических, интеллектуальных и
нравственных;
· важно,
чтобы Вы замечали некоторую избирательность ребенка в отношении к занятиям, к
разным видам деятельности и насколько эта избирательность выражена. Любит ли он
играть и в какие игры, как долго может заниматься этим; любит ли мастерить,
клеить, вырезать, строить из конструктора; сохраняет ли свои поделки и
постройки или тут же выбрасывает и ломает их;
· привлекать
ребенка к участию в будничных делах семьи: уборке квартиры, приготовлению еды,
стирке и пр. Необходимо постоянно обращать внимание на то, что, поощряя ребенка
даже за незначительную помощь, подчеркивая его причастность к общим проблемам и
заботам семьи, Вы тем самым вызывают положительные эмоции у ребенка, укрепляют
его веру в свои силы, пробуждают социально необходимые качества личности;
· понимать
роль Вашего собственного участия в совместной с ребенком деятельности.
Распределяя с ребенком действия, чередуя их, включая его на равных в выполнении
посильных дел и заданий, Вы тем самым способствуют развитию его личностных
качеств: внимания к другому, умения прислушаться и понять другого, откликнуться
на его просьбы, состояние.
· дети
должны постоянно чувствовать, что Вас, родителей, тревожат не только их успехи
в приобретении различных навыков и умений. Ваше устойчивое внимание к
личностным качествам и свойствам детей, к взаимоотношениям со сверстниками, к
культуре их отношений и эмоциональных проявлений укрепляет в сознании
дошкольников социальную значимость и важность этой особой сферы – сферы
эмоционального отношения к другим людям.
·
по использованию с детьми РАС эмоционально-смысловых
комментариев
Под эмоционально-смысловым мы понимаем такой комментарий, который
позволяет нам «поймать» внимание ребенка, сосредоточить его на чем-то для того,
чтобы добиться осмысления происходящего, осознания сказанного. Поэтому он
должен:
· быть обязательно привязанным к опыту ребенка, к тому, что он
знает, видел, на чем останавливалось его внимание. Например, если родители
рисуют с ним вместе, то весь рисунок может быть построен на воспоминаниях о
лете, о даче. При этом важно проговаривать эмоционально окрашенные детали:
«Сейчас нарисуем куст смородины с красными ягодами, - помнишь, как летом на
даче ты рвал с куста ягодки?»;
· вносить смысл даже во внешне бессмысленную активность ребенка, в его
аутостимуляцию. Так, если малыш раскачивается, сидя на диване, мы приговариваем
в такт его движениям: «Тук-тук, стучат колеса, поехали, поехали на поезде»;
· расставить положительные «эмоциональные акценты» в окружающем, фиксируясь
на приятных для ребенка ощущениях и сглаживая, по возможности, неприятные.
Например, если ребенок смотрит в окно, мы начинаем комментировать то, на что
упал его взгляд: «Как красиво падает снег в свете фонаря!»;
· прояснять причинно-следственные связи, давать ребенку представление об
устройстве предметов и сути явлений. Это помогает преодолевать страхи, бороться
со стереотипными влечениями. Например, когда ребенок напряженно, с испугом
прислушивается к шуму водопроводных труб, мы начинаем рассказывать ему о том,
как по ним бежит вода, что она попадает к нам из реки, что потом вода проходит
долгий путь по трубам, проложенным под землей. В ходе рассуждений мы замечаем,
как падает напряжение ребенка, вызванное страхом, как он начинает
заинтересованно слушать, поглядывая на взрослого.
· передавать смысл житейских событий, их зависимость друг от друга и от
человеческих отношений, от социальных правил. Например, педагог говорит своему
малышу: «сейчас мы с тобой уберем игрушки, а мама придет и похвалит нас,
скажет: «Какая чистота!»;
· давать аутичному ребенку представление о человеческих эмоциях, чувствах,
отношениях, которые он обычно не может понять, воспринять непосредственно. В
первую очередь следует комментировать чувства и ощущения самого ребенка, всякий
раз накладывая словесную форму на его аффективные реакции.
Комментарий должен быть неторопливым, не слишком простым и односложным, так
как реакция ребенка может быть отсроченной, надо оставлять ему паузы,
промежутки, в которые он мог бы отозваться - хотя бы эхолалией. По
возможности этот комментарий должен быть сюжетным.
·
по развитию речи и мелкой моторики для детей с
задержкой психического развития.
Деятельность детей дома может быть разделена
на блоки:
1. Специально организованное обучение
(Вы, как родитель, здесь являетесь организатором, ставите перед ребенком
задачи, организуете и контролируете их выполнение).
2. Ваша
совместная деятельность с ребенком (чтение книг, беседы о прочитанном,
рассматривание иллюстраций, совместный труд, экскурсии, прогулки, которые
сопровождаются вашими рассказами, пояснениями, беседами, сюжетные и настольные
игры).
· Ваша
цель – стимулировать любое желание вашего ребенка исследовать окружающий мир.
· Помните,
что избыток игрушек рассеивает и притупляет внимание ребенка, не позволяет
освоить каждую из них. Важнее научить ребенка играть с одной игрушкой,
придумывать игры.
· Разговаривайте с Вашим
ребенком обо всем: о том, что Вы делаете с ним, о том, что он видит
и слышит вокруг, о Ваших планах на сегодняшний день. Ваши фразы должны быть
простыми, доступными. Обязательно обращайте внимание не только на свои слова,
но и на интонацию голоса, артикуляцию, мимику, жесты. В разговоре с ребенком
смотрите на него, улыбайтесь ему.
· Прослушивайте музыкальные
произведения, сказки, включайте своему ребенку детские песни.
· Помните, что основным
помощником в развитии речи являются книги с картинками. Побуждайте повторять
прочитанное или сказанное.
· Важно развивать мелкую
моторику в домашних условиях. Она влияет на речевые способности, внимание,
мышление, координацию в пространстве, наблюдательность, зрительную и
двигательную память, концентрацию и воображение. Центры головного мозга,
отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными
окончаниями. Вот почему так важно работать с пальчиками.
Существует ряд простых занятий,
которые способствуют развитии. Мелкой моторики:
– Лепка из пластилина, глины (зимой
можно вылепить снеговика из снега, летом построить замок из песка или мелких
камушков).
– Рисование (гуашью, акварелью,
пальчиковой гуашью, восковыми мелками) и раскрашивание картинок. Особо стоить
обращать внимание на рисунки детей, разнообразны ли они.
–Изготовление поделок из бумаги. Не
бойтесь давать ребенку ножницы с закругленным концом для вырезания, выполняйте
совместные аппликации, поделки из природного материала (шишек, желудей,
листьев). Данные виды деятельности развивают также воображение, фантазию
ребенка.
– Постройки из мелкого и крупного
конструктора.
–Застегивание и расстегивание
пуговиц, кнопок, крючков (совершенствуется ловкость и развивается мелкая
моторика).
– Завязывание и развязывание лент,
шнурков, узелков на веревке.
– Закручивание и раскручивание крышек
банок, пузырьков и т.д.
– Нанизывание бус и пуговиц.
– Перебор крупы. Насыпьте в небольшую
емкость, например, горох, гречку, рис и попросите ребенка перебрать крупу.
– Собирание пазлов, мозаики.
–
Рисование манкой – тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу манку,
проведите пальчиком ребенка по крупе. Попробуйте нарисовать домик, солнце,
мячик, дождик, буквы и т.д.
· Выполняя
предложенные рекомендации не забудьте про эмоциональное общение со своим
ребенком. Ничто не заменит ребенку моментов теплого, заинтересованного общения
с Вами (родителями). И только в личном общении у ребенка возникают ощущения
того, что он нужен другому человеку, которое необходимо для возникновения
чувства безопасности, уверенности в себе.
·
по развитию
эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР через прочтение сказок
· Развивать эмоционально-волевую сферу детей можно при прочтении
сказок, детских стихов. Книга – это неотъемлемая часть воспитания
ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы,
познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие
дальнейших событий того или иного произведения.
· При прочтении сказок взрослый может спрашивать про настроение
героев сказок, пробовать проигрывать небольшие сюжеты, помогать ребенку
определить разницу между эмоциональными состояниями (радость - грусть;
удивление - интерес; страх - злость и т. д.).
·Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру
телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная реальность
должна заставить вас родителей задуматься и попытаться, как-то исправить
положение вещей. С самого маленького возраста малышам нужно читать как
можно больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может
заинтересовать, как мальчишек, так и девчонок, главное найти такой вариант,
который понравится ребенку.
Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас (что играет большую роль в развитии детей с ЗПР).
Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас (что играет большую роль в развитии детей с ЗПР).
·Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и
память. Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но
и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с
раннего детства. Разнообразие детских книг удивляет, но не всегда радует. Важно
помнить, что в любой книге, в том числе и детской, самое главное-содержание.
Советы для родителей:
·
Чаще говорите о ценности книги;
·
Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии
своей семьи;
·
Вы главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок читал,
значит, стоит тоже некоторое время проводить с книгой;
·
Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины;
·
Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию;
·
Радуйтесь успехам ребенка, а на ошибки не заостряйте внимание;
·
Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи;
·
Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги;
·
Чаще устраивайте семейные чтения.
·
Чтение книг для детей должно стать ежедневной привычкой, стать
необходимостью.
·
Читайте книги вслух. Не жалейте на это времени! Ребенок, слушая ваше
чтение, учится воспринимать информацию на слух, что очень полезно для развития
когнитивных (познавательных) способностей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий