Ощущение тактильное – один из видов кожной чувствительности. Оно возникает в результате различной степени деформации кожи под воздействием некоторых физических раздражителей. В зависимости от степени этой деформации различают два вида тактильных ощущений: ощущение прикосновения и ощущение давления.Как говорил Сухомлинский, «Ум ребёнка – на кончиках его пальцев». Тактильные ощущения – один из самых главных способов познания ребёнком окружающего мир. Чтобы помочь этому познанию через развитие и стимулирование тактильных ощущений, мы вам предлагаем ряд игр.
ТАКТИЛЬНАЯ ИГРА «НА ЧТО ПОХОЖЕ?»
«ПРАВИЛЬНО-НЕПРАВИЛЬНО»
Игра проводится в парах.
Один ребёнок – с открытыми глазами складывает кружочки в пары так, чтобы они
были только одинаковыми или только разными в парах. Затем он говорит партнёру,
как он сложил кружки. Причём, он может дать как верный вариант, так и неверный.
Другой – с глазами, закрытыми повязкой, должен наощупь определить, как сложены
кружки, и дать ответ, правильно ли сказал о расположении кружков его партнёр по
игре.
«ЧТО ТАКОГО
ЖЕ ЦВЕТА»
Тактильные кружочки можно использовать не только для тактильных игр, но для
игр на восприятие цвета и развитие мышления.
Задание детям: глядя на кружки, дети по очереди называют предметы такого же
цвета, как кружочки. Дети могут находить сравнение как для всех кружков сразу,
а могут каждый ребёнок – для своего отдельного кружка или соревноваться в парах
с кружками одинакового цвета – кто больше назовёт предметов данного цвета.
«КАК ЭТО СКАЗАТЬ СЛОВАМИ?»
Игра проводится с закрытыми глазами. Играть можно в парах. Каждой паре
ведущий даёт в руки по очереди тактильные кружочки. Дети называют ощущения,
какие у них вызвали эти кружки. Побеждает та пара, которая назовёт как можно
больше ощущений.
Оценивать игру можно так: один раунд – один кружок. Команда, выигравшая в
раунде, получает один балл. По окончании игры баллы суммируются.
«ОДНИМ
ПАЛЬЦЕМ»
Игра проводится с закрытыми глазами. Задание для игроков: трогая кружки
только одним пальцем, подобрать друг к другу одинаковые кружки. Играть можно,
засекая время на выполнение заданий: кто быстрее и правильнее выполнит задание,
или в парах, тоже на скорость и точность.
Игру можно усложнить: каждый раз находить одинаковые кружки, прикасаясь к
ним разными пальцами.
«ОТГАДАЙ
РУКАМИ»
Задание: сложить в пары одинаковые тактильные кружочки, определяя их без
помощи рук, притрагиваясь к ним не пальцами, а, например, щекой, носом, ухом,
локтем, лбом, подбородком. Глаза при этом завязаны.
«ОЩУПАЙ И СЛЕПИ».
Цель. Учить изображать
полученный путем тактильно-двигательного восприятия образ предмета, понимать,
что правильное обследование предмета оказывается необходимым для последующей
деятельности.
Оборудование. "Чудесный
мешочек", предметы простой формы, хорошо знакомые детям и легко
воспроизводимые в лепке (шарик, мяч, морковка, яблоко, бублик и др., пластилин,
доски для лепки, салфетки по числу детей.
Ход
игры. Первый вариант
Педагог объясняет ребенку, что он должен ощупать в мешочке какой-либо
предмет, и не называя, его вылепить. "Я посмотрю и угадаю, что лежит в
мешочке, - говорит педагог. Ребенок выполняет задание. Когда лепка закончена,
педагог называет игрушку (например, шар) и просит ребенка достать и показать
игрушку, чтобы убедиться в правильности его выбора.
Второй
вариант
Каждый получает маленький мешочек, ощупывает в нем предмет и лепит его, а
затем дети угадывают, что у кого в мешочке, и сравнивают свою поделку с
предметами.
Виды сенсорных игр:
1. Игры с красками: «Цветная вода», «Смешиваем краски»,
«Кукольный
обед», «Разноцветные льдинки».
2. Игры с водой: «Переливание воды», «Открывай! – закрывай!»,
«Бассейн», «Озеро», «Море», «Купание
куклы», «Игры с мыльными
пузырями», «Тает льдинка».
3. Игры с крупами: «Прячем ручки», «Пересыпаем крупу»,
«Покормим
птичек», «Вкусная кашка».
4. Игры с пластичными материалами (пластилином, тестом,
глиной).
5. Игры со звуками: «Послушаем звуки», «Постучим, погремим!»,
«Найди
такую же коробочку», «Свистульки», «Звуки
природы».
6. Игры с ритмами: «Потопаем ножками», «Похлопаем ладошками».
«Попрыгаем как зайчики» и т.п.
7. Игры с движениями и тактильными ощущениями: «Тормошение,
возня»,
«Догоню-поймаю», «Змейка», «Самолетики».
Желаем Вам соединять приятное с полезным!!!
Комментариев нет:
Отправить комментарий