четверг, 16 января 2020 г.

Тактильные ощущения




Ощущение тактильное – один из видов кожной чувствительности. Оно возникает в результате различной степени деформации кожи под воздействием некоторых физических раздражителей. В зависимости от степени этой деформации различают два вида тактильных ощущений: ощущение прикосновения и ощущение давления.Как говорил Сухомлинский, «Ум ребёнка – на кончиках его пальцев». Тактильные ощущения – один из самых главных способов познания ребёнком окружающего мир. Чтобы помочь этому познанию через развитие и стимулирование тактильных ощущений, мы вам предлагаем ряд игр.


ТАКТИЛЬНАЯ ИГРА «НА ЧТО ПОХОЖЕ?»
 Для этой игры будут необходимы специальные так называемые тактильные кружочки из разной по фактуре ткани. Ведущий (сначала это может быть воспитатель, а потом и дети) даёт задание найти кружочки, похожие по фактуре на: шубку, кошку, зиму, холодильник, мягкую игрушку, шубу Деда Мороза и т.

«ПРАВИЛЬНО-НЕПРАВИЛЬНО»
Игра проводится в парах. Один ребёнок – с открытыми глазами складывает кружочки в пары так, чтобы они были только одинаковыми или только разными в парах. Затем он говорит партнёру, как он сложил кружки. Причём, он может дать как верный вариант, так и неверный. Другой – с глазами, закрытыми повязкой, должен наощупь определить, как сложены кружки, и дать ответ, правильно ли сказал о расположении кружков его партнёр по игре.

 «ЧТО ТАКОГО ЖЕ ЦВЕТА»
Тактильные кружочки можно использовать не только для тактильных игр, но для игр на восприятие цвета и развитие мышления.
Задание детям: глядя на кружки, дети по очереди называют предметы такого же цвета, как кружочки. Дети могут находить сравнение как для всех кружков сразу, а могут каждый ребёнок – для своего отдельного кружка или соревноваться в парах с кружками одинакового цвета – кто больше назовёт предметов данного цвета.

«КАК ЭТО СКАЗАТЬ СЛОВАМИ?»
 Игра проводится с закрытыми глазами. Играть можно в парах. Каждой паре ведущий даёт в руки по очереди тактильные кружочки. Дети называют ощущения, какие у них вызвали эти кружки. Побеждает та пара, которая назовёт как можно больше ощущений.
Оценивать игру можно так: один раунд – один кружок. Команда, выигравшая в раунде, получает один балл. По окончании игры баллы суммируются.

«ОДНИМ ПАЛЬЦЕМ»
 Игра проводится с закрытыми глазами. Задание для игроков: трогая кружки только одним пальцем, подобрать друг к другу одинаковые кружки. Играть можно, засекая время на выполнение заданий: кто быстрее и правильнее выполнит задание, или в парах, тоже на скорость и точность.
Игру можно усложнить: каждый раз находить одинаковые кружки, прикасаясь к ним разными пальцами.

 «ОТГАДАЙ РУКАМИ»
 Задание: сложить в пары одинаковые тактильные кружочки, определяя их без помощи рук, притрагиваясь к ним не пальцами, а, например, щекой, носом, ухом, локтем, лбом, подбородком. Глаза при этом завязаны.

«ОЩУПАЙ И СЛЕПИ».
Цель. Учить изображать полученный путем тактильно-двигательного восприятия образ предмета, понимать, что правильное обследование предмета оказывается необходимым для последующей деятельности.
Оборудование. "Чудесный мешочек", предметы простой формы, хорошо знакомые детям и легко воспроизводимые в лепке (шарик, мяч, морковка, яблоко, бублик и др., пластилин, доски для лепки, салфетки по числу детей.
Ход игры. Первый вариант
Педагог объясняет ребенку, что он должен ощупать в мешочке какой-либо предмет, и не называя, его вылепить. "Я посмотрю и угадаю, что лежит в мешочке, - говорит педагог. Ребенок выполняет задание. Когда лепка закончена, педагог называет игрушку (например, шар) и просит ребенка достать и показать игрушку, чтобы убедиться в правильности его выбора.
Второй вариант
Каждый получает маленький мешочек, ощупывает в нем предмет и лепит его, а затем дети угадывают, что у кого в мешочке, и сравнивают свою поделку с предметами.

Виды сенсорных игр:

1. Игры с красками: «Цветная вода», «Смешиваем краски», «Кукольный
обед», «Разноцветные льдинки».
2. Игры с водой: «Переливание воды», «Открывай! – закрывай!»,
«Бассейн», «Озеро», «Море», «Купание куклы», «Игры с мыльными
пузырями», «Тает льдинка».
3. Игры с крупами: «Прячем ручки», «Пересыпаем крупу», «Покормим
птичек», «Вкусная кашка».
4. Игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной).
5. Игры со звуками: «Послушаем звуки», «Постучим, погремим!», «Найди
такую же коробочку», «Свистульки», «Звуки природы».
6. Игры с ритмами: «Потопаем ножками», «Похлопаем ладошками».
«Попрыгаем как зайчики» и т.п.
7. Игры с движениями и тактильными ощущениями: «Тормошение, возня»,
«Догоню-поймаю», «Змейка», «Самолетики».

 Желаем Вам соединять приятное с полезным!!!